Главная страница  Карта сервера

Документы и публикации Документы и публикации
 
 

Reward InterN@tive: вот это учебник!

Сайт "Прописи", октябрь 1999 г.

Началось все с того, что журнал "Прописи" получил приглашение на пресс-конференцию, посвященную скорому выходу мультимедийного учебника "REWАRD InterN@tive" от фирмы "Новый Диск". Эта пресс-конференция должна была состояться 23 сентября в библиотеке Иностранной литературы, было обещано, что будет присутствовать автор курса Саймон Гринол.

Поскольку "REWАRD" - это компьютерный курс для изучения английского языка, то в редакции было решено отправить туда именно меня, потому что, во-первых, на протяжении своей многотрудной жизни мне неоднократно приходилось заниматься образованием подрастающего поколения, во-вторых, английский я практически не знаю, и если хоть чего-нибудь пойму, то, значит, курс неплохой.

Началась пресс-конференция с небольшого инцидента. Дело в том, что кроме журналистов туда пригласили и учителей, как я поняла, из института по повышению квалификации. То есть учителя в основном были со стажем, "опытные", что само по себе, по моему, зачастую является диагнозом.

Так вот эти учителя тут же начали безапелляционно требовать, чтобы переводчик молчал, а вся пресс-конференция проходила бы исключительно на английском - "мы же тут все учителя и прекрасно его знаем". Неумение сдерживать свои педагогические позывы, стремление поучать и строить всех по своему разумению, на мой взгляд, как раз и являются симптомами "опытного учителя".

Впрочем, организаторы пресс-конференции не пошли на поводу у зарвавшихся педагогов: автор рассказывал, переводчик переводил - все было как надо.

Первым выступил Саймон Гринол - автор курса "REWARD" и президент Всемирной Ассоциации Учителей английского языка как иностранного. Сам он такой симпатичный, полноватый, усатый, и говорил он очень хорошо, небыстро, внятно, доброжелательно. К концу его выступления я даже начала различать некоторые знакомые английские слова. Видимо, Саймон Гринол, действительно, хороший педагог.

Он рассказал, что сначала курс был сделан, естественно, в виде книг и пособий (аудио- и видеокассет). Этот курс широко известен по всему миру. Рассчитан, в основном, на занятия с педагогом, для чего к основным учебникам прилагаются методички с разработкой уроков. Понравилось мне то, что методички эти представлены в двух вариантах: для начинающих учителей, с подробно расписанным ведением урока, и для учителей, уже имеющих свои наработанные приемы и подходы - для них дается просто краткий конспект урока. Очень разумно.

Саймон Гринол показал эти учебники. Мне они не очень понравились. То есть, там внутри все нормально, красиво, картинки, схемы. Но обложка... Конечно же, она - мягкая. У книги большого формата это как-то особенно противно. Берешь, а она под рукой перекатывается, колышется, листы разъезжаются - фу, не люблю. Я понимаю, что к методике это не имеет никакого отношения, но все-таки в книге все должно быть приятно: и содержание, и оформление, и переплет. Я так думаю.

Потом на большом экране нам показывали курс "REWARD", который был сделан на CD-дисках для индивидуальных занятий. Надо сказать, что весь курс состоит из 5 уровней. На CD-дисках представлено четыре уровня (исключен самый первый, простейший). Каждый уровень состоит из 2 дисков. И это не удивительно, потому что там включены и тексты, и аудиоматериалы, и видеоуроки.

То, как устроены сами уроки, показалось тоже на удивление разумным.

Например, представляется правильным то, что при выполнении заданий можно использовать разные варианты работы с текстом: или выбирать нужные слова из представленных и перетаскивать их мышкой в нужное место, или просто набивать слова на клавиатуре, или произносить их в микрофон. Только произносить надо правильно, а то компьютер может "не понять".

Для того же, чтобы научиться правильно произносить английские слова, там существует так называемое средство визуализации произношения. То есть, сначала человек слышит правильное произношение слова и видит на экране правильную осциллограмму, потом произносит сам это же слово и видит свою осциллограмму. Сразу же можно сравнить, что и где было произнесено неправильно. И, таким образом, можно повторять это слово до тех пор, пока не будет достигнут идеал. Это, на мой взгляд, одно из существенных преимуществ занятий на компьютере, а не по книге.

Видеоурок тоже несколько отличается от обычного просмотра видеокассеты. Прежде всего, тем, что если не можешь сразу понять, о чем там говорят, то можно включить субтитры на русском языке. Просматривая повторно, и уже имея представление о теме беседы, можно включить субтитры на английском. Несколько раз посмотрел-послушал, и уже можно вполне смотреть без всяких субтитров - и так все понятно! И нет необходимости заучивать жуткие тексты, которые так надоедают в школе и институте.

Есть в этом курсе и встроенный словарь, в который можно обращаться во время работы над упражнениями, более того, если какого-то слова нет, то его можно туда вписать, то есть составить собственный словарь. Это удобно для профессионалов, использующих в своей работе много специальных терминов.

А для тех, кто может использовать Интернет, есть еще и раздел "Новости". Щелкнув по этой надписи, вы попадаете на страницу с новостями, текст которых адаптирован к тому уровню, на котором вы сейчас находитесь. Какая замечательная ежедневная возможность потренироваться в чтении текстов на английском языке!

Есть, конечно, и "Журнал успеваемости", в котором вы можете наглядно увидеть, как продвигаются ваши дела. И если обнаруживается, что, скажем, грамматика у вас хромает, то вы легко можете попасть именно на те страницы, по которым у вас обнаружились пробелы в знаниях, и тут же получить задания для их устранения.

Периодически предлагается выполнить контрольную работу по пройденному материалу. Кроме повторения выученных слов и правил, предусмотрено сочинение с использованием слов и правил пройденного урока. Конечно, компьютер проверить такое сочинение не сможет, поэтому, нажав на значок в виде письма, вы можете отправить его по электронной почте своему учителю. Он проверит и пришлет ответ со своими исправлениями.

Вот здесь я, честно говоря, насторожилась. Как же это будет происходить? Нет, отправить-то письмо - это мы запросто, а вот кто же его проверять-то будет? В свое время я работала в школе заочного обучения и знаю, как много проблем возникает при этом: подбор учителей, оплата их работы, время на проверку и ответы ученикам, разбор возникающих конфликтов и т.п.

В конце пресс-конференции я подошла к одному из сотрудников компании "Новый Диск", которая занимается распространением и поддержкой курса "REWARD". И у него я выяснила, что: 1) предполагается дополнительная плата для индивидуальных занятий; 2) сейчас проводится тестирование и отбор педагогов; 3) возникающие проблемы будут решаться по мере поступления. И вообще - они полны оптимизма. И я их понимаю - курс основательный, продуманный, работа по его адаптации и распространению вполне перспективна. Уже сейчас можно сходить на сайт, посвященный курсу "REWARD". Он, правда не совсем еще доделан, но общее представление можно составить.

К концу пресс-конференции я уже просто ощущала зуд в руках, так мне хотелось полистать этот курс на своем компьютере, потыкать мышкой в разные кнопочки, в микрофон что-нибудь английское сказать. Я уже чувствую, что теперь-то у меня должно получиться, просто не может получиться с таким замечательным курсом.

Решено! Вот допишу эту статью, получу гонорар, и куплю себе "REWARD". И о результатах потом расскажу.